Preview

Современная наука и инновации

Расширенный поиск

РИСКИ И УЯЗВИМОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

https://doi.org/10.37493/2307-910X.2021.4.27

Аннотация

В статье анализируется современное состояние образовательной политики в Российской Федерации, взятый курс на внедрение цифровых технологий и применение инновационных педагогических методик в обучении, а также внедряемый практико- и компетентностно-ориентированный подход. Обращается внимание на возможные риски и уязвимости выбранного курса на примере системы высшего образования. Предметом исследования выступают наиболее актуальные направления преобразования действующей образовательной модели, а именно: использование гендерной технологии в образовании, опора на практико-ориентированный подход и компетентностную модель подготовки профессиональных кадров, а также возможные риски и уязвимости при реализации двухуровневой системы высшего образования. Отдельное внимание уделено рискогенности такого фактора как внедрение инновационных педагогических методик, которые приняли масштабный характер и порой слабоуправляемый. В целях преодоления возникающих рисковых ситуаций предлагается сделать инновационные процессы в образовании подконтрольными, причем в форме мониторирования и ориентированными на конечного потребители - обучающегося. Инновационные педагогические методики в высшей школе должны быть авторскими, профессионально-ориентированными, позволяющими реализовать компетентностную модель. Автор также указывает на неоднозначность связки бакалавриат-магистратура, которая не только не предусматривает преемственность, но и более того исключает ее, предоставляя возможность обучаться по программам магистратуры порой кардинально иного направления подготовки, нежели полученное базовое образование на уровне бакалавриата, нивелируя тем самым значение и сущность института магистратуры, практически сводя ее к уровню дополнительной профессиональной подготовки, а в лучшем случае как кратчайший путь для получения второго высшего образования. Такая ситуация сложилась не в силу деформаций в применении образовательного законодательства или искажения сути магистратуры. Она существует только в связи с тем, что участники образовательных правоотношений четко руководствуются нормами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Особняком в этих отношениях находится специалитет, обучение по программам которого в последние несколько лет существенно обновилось, а перечень направлений подготовки по той или иной специальности расширился. Особенно это наглядно при подготовке будущих юристов. Законодатель в рамках укрупнённой группы 40.00.00 предоставляет право выбора обучаться и по программе бакалавриата и по четырем программам специалитета, что предусмотрено в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию, предусматривающих более узкую специализацию. Однако нормативно-правовые акты, содержащие квалификационные требования к будущим юридическим кадрам в качестве квалификационных требований указывают на наличие базового образования - бакалавриат, а в качестве следующей ступени магистратуру. Только в этом случае четко прослеживается преемственность связи бакалавриат-магистратура. Такую модель целесообразно предусмотреть и по другим направлениям подготовки для снижения уязвимостей и рисков.

Об авторе

Г. В. Станкевич
Пятигорский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. -№1(6). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019, свободный.

2. Президент Путин назвал гендерную манеру воспитания детей на Западе чудовищной [Электронный ресурс] - Режим доступа: // https://ria.ru/20211021/manera-1755657468.html

3. Асхадуллина Н.Н. Сущность и структура рискологической компетенции будущих учителей [Электронный ресурс] - Режим доступа: // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. -2016. - №1 (89). Режим доступа: URL: https://cyberleninka.rn/article/iVsuschnost-istmktura-riskologicheskoy-kompetentsii-buduschih-uchiteley (дата обращения: 25.10.2021)

4. Асхадуллина Н.Н. Формирование рискологической компетентности будущего учителя в процессе подготовки к инновационной деятельности: диссертация на соискание уч.ст. кандидат педагогических наук. - Казань, 2019. - 200 с.

5. Заиченко Н.А., Савельева Е.А. Дискурс гендера в представлениях участников образовательных отношений в пространстве Петербургской школы //Интеракция. Интервью. Интерпретация. - 2020. - Т. 12. - № 3. - С. 50-74.

6. Дороничева Р.М. Практико-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО / Р. М. Дороничева, Г. А. Иващенко. - Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. - С. 167-170. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11392/(дата обращения: 25.10.2021).

7. Тавстуха О.Г., Матвиевская Е.Г. Минимизация рисков инновационной деятельности в образовании // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 6. [Электронный ресурс] - Режим доступа: - https://mir-nauki.com/PDF/49PDMN619.pdf (доступ свободный).

8. От абитуриента до аспиранта [Электронный ресурс] - Режим доступа: // (доступ свободный).

9. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: практическое пособие / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, О.Ф. Клинк, А.И. Сатдыков, И.С. Сергеев, А.А. Факторович; под общ. ред. А.Н. Лейбовича. - М.: Федеральный институт развития образования, 2016. - 256 с.

10. Сенашенко В.С., Пыхтина Н.А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. - 2017. - № 12 (218). - С. 1325.

11. ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию: принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст. - М.: Стандартинформ, 2016.

12. Hodges D., Eames Ch., Coll R.K. (2014). Theoretical perspectives on assessment in cooperative education placements // Asia-Pacific Journal of Cooperative Education, Special Issue. 2014. V. 15(3). Р.189-207. URL: http://www.apjce.org/files/APJCE_15_3_189_207.pdf.

13. Gohringer A. (2002). University of Cooperative Education - Karlsruhe: The Dual System of Higher Education in Germany // Asia-Pacific Journal of Cooperative Education. 2002. Vol. 3(2). Р. 53-58. URL: http://www.apjce.org/files/APJCE_03_2_53_58.pdf.

14. David А. Turner, Huseyin Yolcu. Neo-liberal Educational Reforms: A Critical Analysis. NewYork, 2014.

15. The Black Book of the Bologna Process. The National Unions of Students in Europe. Bergen, 2005. URL:https://tckeducation.files.wordpress.com/2010/11/bologna_black-book1.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Станкевич Г.В. РИСКИ И УЯЗВИМОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. Современная наука и инновации. 2021;(4):233-240. https://doi.org/10.37493/2307-910X.2021.4.27

For citation:


Stankevich G.V. RISKS AND VULNERABILITIES IN EDUCATION AS PRIORITY AREAS OF EDUCATIONAL POLICY. Modern Science and Innovations. 2021;(4):233-240. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-910X.2021.4.27

Просмотров: 136


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-910X (Print)