Медиатизация политики и политическое манипулирование как составляющие информационного противоборства
https://doi.org/10.37493/2307-910X.2024.2.21
Аннотация
В статье рассматривается проникновение медийной составляющей в информационное противоборство, что приводит к значительным трансформациям в логике и функциональном интерфейсе принятия решений на политическом уровне, а также к изменению внутриполитической ситуации, основанной на изменении общественной дискуссии. Делается вывод, что средства массовой коммуникации и политика сращиваются не только в поле интересов политической элиты и политического руководства, но и в зоне создания политического курса, политических ориентиров, обеспечивающих политический смысл существования определенного общества. Следующий вывод - в современных условиях медиатизация политики с целью информационного противоборства присуща любому политическому режиму и включает в поле влияния, например, повседневную культуру, культуру выбора делегирования полномочий, культуру реагирования и понимания новостной информации, отношение к депутатскому корпусу и в целом доверие к СМИ. Но при этом процессы информационного противоборства могут протекать в различных вариациях – от концентрации умов, когда политические смыслы транслируются неизменными, что дает возможности для позитивного сотрудничества, либо информационное противоборство приводит к открытой конфронтации, подогреваемой пропагандой.
Об авторе
М. С. ПогосоваРоссия
Мария Сергеевна Погосова – магистрант кафедры международных отношений, политологии и мировой экономики, Институт международных отношений
г. Пятигорск
Список литературы
1. Аствацатурова М. А., Абрамян Р. В. Этносоциальный и этнополитический контент СМИ Ставропольского края в условиях современных рисков Северо-Кавказского Федерального округа // Журналист. Социальные коммуникации. 2013. №1. С. 71-80.
2. Ануфриенко С. В., Линец С. И. Российская пресса как инструмент противодействия терроризму: мониторинг, анализ, интерпретация // Вестник ПГЛУ. 2014. № 12. С. 112-116.
3. Бодрунова С. С. Медиакратия: СМИ и власть в современных демократических обществах: дис. …докт. полит. наук. СПб., 2015. 286 с.
4. Боташева А. К., Миллер И. С. Специфика политических дебатов в рамках политической коммуникации в предвыборный период // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 2 (59). С. 62-68.
5. Бронников И. А. Политическая коммуникация и современность // Юридические исследования. 2013. № 4. С. 66-88.
6. Бурматов В. В. Политическая коммуникация в России: запрос на новый институциональный порядок // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 33. С. 6-21.
7. Верник А. Г. Теория социальных медиа в работах Маршала Маклюэна // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 23. С. 10.
8. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. М.: Издво РГБ, 2009. 252 с.
9. Владимирова М. Б. Скрытое воздействие на массовое сознание (манипулирование) как современная проблема // Социальные коммуникации. 2011. № 4. С. 30-45.
10. Воинова Е. А. Медиатизация политики как феномен новой информационной культуры: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2006. 24 с.
11. Володенков С. В. Политическая коммуникация и современное политическое управление // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2011. № 6. С. 22-31.
12. Гавра Д. П. Информационное противоборство: современное понимание, характеристики, подходы к междисциплинарному познанию // Российская школа связей с общественностью. 2023. № 29. С. 10-26.
13. Галкина Е. В., Койбаев Б. Г., Пекониди А. В. Внутриполитический имидж России в медийном пространстве США (2008-2011 гг.). Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2013. 216 с.
14. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Речь, 2003. 304 с.
15. Дуняева М. М. Современные средства массовой коммуникации как технологии «информационной войны» // Перспективы науки. 2014. № 10 (61). С. 121-124.
16. Касюк А. Я. Информационно-психологическое воздействие в информационном противоборстве // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. № 1 (842). С. 22-34.
17. Куприна О. А. Массовая коммуникация как элемент политических манипуляций // Наука и Мир. 2023. № 3 (3). С. 245-246.
18. Лекторова Ю. Ю. Политическая коммуникация в информационном пространстве: опыт теоретико-методологического осмысления // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2011. № 1. С.71-80.
19. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
20. Лукьянова Н. А., Кашкан Г. В. Коммуникативно-семиотические технологии конструирования социально-политической среды // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2011. № 1. С. 50-58.
21. Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. С. 133-134.
22. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2004. 418 с.
23. Малинова О. Ю. Конструирование смыслов: исследование символической политики в современной России. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2013. 421 с.
24. Митрохина Т. Н. Проектирование современной политики: дискурс-анализ СМИ // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 5 (54). С. 157-164.
25. Опанасенко Н. В. Политические коммуникации: новые возможности и технологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2013. № 1. С. 150-155.
26. Пименов Н. П. Концепты новых форм политической коммуникации в современной России // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2015. Т. 11. С. 105-111.
27. Пирущий О. Н. Телевидение и Интернет как средства политической манипуляции: дис.... канд. полит. наук. Ставрополь, 2009. 180 с.
28. Подорова-Аникина О. Н. Политические коммуникации в условиях трансформации современного российского общества: дис. ….канд. полит. наук. СПб., 2013. 251 с.
29. Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра. Культура, 2003. С. 115-116.
30. Соловьев А. И. Политическая: к проблеме теоретической идентификации // Полис. Политические исследования. 2014. № 3. С. 5-18.
31. Соловей И. В. Трансформация политического бытия в пространстве медиа-реальности // В мире научных открытий. 2014. № 11.3 (59). С.1374-1390.
32. Тузиков А. Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая // Полис. Политические исследования. 2002. № 5. С. 123-133.
33. Фарина А. Я. Анализ современных форм, методов и приемов информационнопсихологического воздействия по каналам СМИ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. № 581. С. 247-266.
34. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М.: Socio-Logos, 1997. 354 с.
35. Шелонаев С. И. Медиапространство: структура и распределение социально капитала медиа-агентов // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 4. С. 85-98.
36. Юдина Е. Н. Медиапространство как культурная и социальная система. М.: Прометей, 2005. 236 с.
37. Bordewijk J. L., Kaam B. Towards a classification of new teleinformation services // Intermedia. 1986. Vol. 14. No. 1. P. 17-18.
38. Croteau D., Hoynes W. Media/Society: Industries, Images, and Audiens, London: Sage publications, 2003. P. 123-134.
39. Deutsch К. W. The Nerves of Government. Models of Political Communication and Control. N.Y.: The Free Press, 1963. 316 p.
40. Klapper J. The effects of mass communication. N.Y.: Free Press, 1960. 302 p.
41. Lazarfeld P., Berelson B., Gaudet H. The People's Choice: How the Voter Makes Up his Mind in a Presidential Campaign. N.Y. Columbia University Press, 1968. 478 p.
42. Lasswell H. D. The Structure and Function of Communication in Society. // The Communication of Ideas / Ed.: L. Bryson. New York, 1948. Р. 37-51.
43. McCombs M., Shaw D. The Agenda-Setting Function of Mass-Media // Public Opinion Quarterly. 1972. No. 36. Р. 176-185.
44. Weiss W. Effects of the Mass Media of Communication / The Handbook of Social Psychology / Eds. G. Lindzey, E. Aronson. Boston: Addison-Wesley, 1970. P. 77-195.
Рецензия
Для цитирования:
Погосова М.С. Медиатизация политики и политическое манипулирование как составляющие информационного противоборства. Современная наука и инновации. 2024;(2):202-212. https://doi.org/10.37493/2307-910X.2024.2.21
For citation:
Pogosova M.S. Mediatization of politics and political manipulation as components of information warfare. Modern Science and Innovations. 2024;(2):202-212. https://doi.org/10.37493/2307-910X.2024.2.21