Информационные привилегии политических элит в условиях развития социальных медиа
https://doi.org/10.37493/2307-910X.2023.4.22
Аннотация
В статье представлены результаты исследования влияния социальных медиа на информационные привилегии политических элит. В разделе «Введение» автор обосновывает актуальность темы и проблемы своего исследования. По его мнению, она определяется стремительным развитием социальных медиа, которые стали инструментом различных политических акторов, использующих их для достижения различных целей. С развитием социальных медиа политические элиты сталкиваются с новыми трудностями в реализации информационных привилегий, но при этом получают новые возможности для информационного доминирования. Исследование информационных привилегий политических элит еще больше актуализируется в условиях информационной войны. В разделе «Материалы и методы исследований» автор дает характеристику эмпирической и методологической баз своего исследования. В первую он включают отчеты и доклады различных исследовательских организаций, нормативно-правовые акты и пр. Во вторую – классическую теорию элит, современную теорию политической коммуникации и современную теорию медиатизации политики. В «Обзор литературы» автор систематизирует публикации, имеющие отношение к теме и проблеме их исследования. Он выделяет три группы работ: 1) работы, в которых рассматривается взаимодействие элит со СМК, их коммуникационная активность и стратегии освоения информационного пространства; 2) работы, авторы которых анализируют влияние социальных медиа на политический процесс; 3) работы, в которых социальные медиа соотносятся с такой важной политологической категорией, как политический режим. В разделе «Результаты исследований и их обсуждение» автор формулирует определение информационных привилегий, понимая под ними приоритетный доступ к медиапространству, предоставляющий существенные возможности в области информационного доминирования. Он утверждает, что, во-первых, социальные медиа выступают фактором, препятствующим реализации политическими элитами информационных привилегий, т.к. подразумевают практики, противоречащие элитарным моделям управления обществом, а во-вторых, что с целью реализации информационных привилегий и сохранения своего социально-политического статуса в целом политическими элитами в настоящее время применяется две «реактивные» и одна «проактивная» стратегии. Автор подчеркивает, что в условиях политических кризисов посредством социальных медиа оппозиция пытается устранить коммуникационную монополию политических элит. Автор также указывает, что в мире «постправды» политические элиты получают новые возможности реализации своих информационных привилегий. Однако «постправда», циркулирующая в пространстве социальных медиа, также детерминирует формирование оппозиционных центров информационного притяжения. Используя новейшие данные, он приходит к выводу, что гибридная война, развязанная против России, предполагает привлечение существующих и формирование новых враждебных центров информационного притяжения, ключевая задача которых состоит именно в подрыве информационного доминирования российской элиты, а за ним и в создании и управлении внутригосударственными кризисами, в дестабилизации политического режима в стране. В разделе «Заключение» автор подводит итоги своего исследования, кратко перечисляя полученные результаты.
Ключевые слова
Об авторе
Е. И. КуцаенкоРоссия
Екатерина Игоревна Куцаенко – старший преподаватель
пр. Калинина, 9, г. Пятигорск, 357532
Список литературы
1. Mosca G. Elementi di Scienza Politica. Torino: Fratelli Bocca, 1923.
2. Michels R. Zur Sociologie des Parteiwesens in der Modernen Demokratie: Untersuchungen uber die Oligarchischen Tendenzen des Gruppenlebens. Leipzig: Werner Klinkhardt, 1911.
3. Pareto V. Compendio di Sociologia Generale. Firenze: G. Barbera, 1920.
4. Mills C.W. The Power Elite. Oxford: Oxford University Press, 1956.
5. Domhoff G.W. Who Rules America? Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1967.
6. Wolfsfeld G. Making Sense of Media and Politics: Five Principles in Political Communication. Abingdon: Routledge, 2011.
7. Stromback J., Esser F. Mediatization of Politics: Towards a Theoretical Framework // Mediatization of Politics: Understanding the Transformation of Western Democracies / Ed. by F. Esser, J. Stromback. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2014. P. 3-30.
8. Боташева А. К., Ануфриенко С. В. Медиаполитический процесс как фактор влияния на событийную сторону политической жизни (на примере событий на Украине 2014-2015 гг.) // Вестник Пятигорского государственного университета. 2019. № 1. С. 217-223.
9. Aelst P.V., Walgrave S. Information and Arena: The Dual Function of the News Media for Political Elites // How Political Actors Use the Media: A Functional Analysis of the Media‘s Role in Politics / Ed. by P.V. Aelst, S. Walgrave. Cham: Springer International Publishing, 2017. P. 1-20.
10. Zoizner A. The Consequences of Strategic News Coverage for Democracy: A Meta-Analysis // Communication Research. 2021. Vol. 48. No.1. P. 3-25.
11. Sevenans J. How Mass Media Attract Political Elites‘ Attention // European Journal of Political Research. 2018. Vol. 57. No. 1. P. 153-170.
12. Green-Pedersen C., Mortensen P.B., Thesen G. The Incumbency Bonus Revisited: Causes and Consequences of Media Dominance // British Journal of Political Science. 2017. Vol. 47. No. 1. P. 131-148.
13. Ефанова Е. В. Социальные медиа в американской публичной политике (на примере социальной сети Twitter) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. № 3. С. 172–179.
14. Ключников Д. Д. Особенности социальных медиа в современных политических процессах // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 1. С. 308–314.
15. Шестова Т. Л., Кузьмин В. А. Значение «новых медиа» в современном политическом процессе // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2019. № 2. С. 69–77.
16. Barnidge M. et al. Social Media as a Sphere for «Risky» Political Expression: A Twenty-Country MultiLevel Comparative Analysis // The International Journal of Press/Politics. 2018. Vol. 23. No. 2. P. 161-182.
17. Velasquez A., Rojas H. Political Expression on Social Media: The Role of Communication Competence and Expected Outcomes // Social Media + Society. 2017. Vol. 3. No. 1. P. 1-13.
18. Song H., Gil de Zuniga H., Boomgaarden H.G. Social Media News Use and Political Cynicism: Differential Pathways Through ―News Finds Me‖ Perception // Mass Communication and Society. 2020. Vol. 21. No. 1. P. 47-70.
19. Tromble R. Thanks for (Actually) Responding! How Citizen Demand Shapes Politicians‘ Interactive Practices on Twitter // New Media & Society. 2018. Vol. 20. No. 2. P. 676-697.
20. Бардаков А. И., Кривошеева Н. И. Демократический потенциал социальных медиа // Парадигмы управления, экономики и права. 2020. № 2. С. 11–17.
21. Самарин Я. В. Демократия в условиях сетевого общества: проблемы и перспективы // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2020. № 2. С. 251–262.
22. Bradshaw S., Howard P.N. Social Media and Democracy in Crisis // Society and the Internet: How Networks of Information and Communication are Changing Our Lives / Ed. by M. Graham, W.H. Dutton. Oxford: Oxford University Press, 2019. P. 212-227.
23. Kumar Jha C., Kodila-Tedika O. Does Social Media Promote Democracy? Some Empirical Evidence // Journal of Policy Modeling. 2020. Vol. 42. № 2. P. 271-290.
24. Persily N., Tucker J.A. Introduction // Social Media and Democracy: The State of the Field and Prospects for Reform / Ed. by N. Persily, J.A. Tucker. Cambridge: Cambridge University Press, 2020. P. 1-9.
25. Панкратов С. А., Морозов С. И., Гаврилов С. Д. Протестная активность современной молодежи в контексте институционализации цифровой политики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2022. № 1. С. 213–224.
26. Малькевич А. А. Роль социальных сетей в протестном политическом участии // Управленческое консультирование. 2020. № 1. С. 35–42.
27. Новикова К. А. Эволюция фактора социальных медиа в протестах на территории Испании // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2021. № 3. С. 925–932.
28. Сургуладзе В. Ш. Социальные медиа – инструмент социально-политической дестабилизации общества: угрозы, тенденции, перспективы // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. № 1. С. 6–13.
29. Benrazek Y. The Role of Social Media as a Public Sphere in the Algerian Protests: An Analytical Study // Journal of Intercultural Communication Research. 2022. Vol. 51. No. 2. P. 153-173.
30. Boulianne S., Koc-Michalska K., Bimber B. Mobilizing Media: Comparing TV and Social Media Effects on Protest Mobilization // Information, Communication & Society. 2020. Vol. 23. No. 5. P. 642-664.
31. Valenzuela S. Unpacking the Use of Social Media for Protest Behavior: The Roles of Information, Opinion Expression, and Activism // American Behavioral Scientist. 2013. Vol. 57. No. 7. P. 920-942.
32. Poell T. Social Media, Temporality, and the Legitimacy of Protest // Social Movement Studies. 2020. Vol. 19. No. 5-6. P. 609-624.
Рецензия
Для цитирования:
Куцаенко Е.И. Информационные привилегии политических элит в условиях развития социальных медиа. Современная наука и инновации. 2023;(4):186-192. https://doi.org/10.37493/2307-910X.2023.4.22
For citation:
Kutsaenko E.I. The information privileges of political elites in the conditions of social media development. Modern Science and Innovations. 2023;(4):186-192. https://doi.org/10.37493/2307-910X.2023.4.22