Preview

Современная наука и инновации

Расширенный поиск

Политические уроки медицинских аспектов Холокоста сквозь призму эволюции немецкой медицины

https://doi.org/10.37493/2307-910X.2023.3.23

Аннотация

Изучение отказа от моральных принципов медицинских работников и ученых, их обществ и академических институтов в пользу убийственной идеологии вызывает фундаментальные опасения и глобальные последствия для образования и практики нынешних и будущих медицинских работников. Наихудший сценарий развития событий в медицине поднимает глубоко тревожащие, но важные вопросы здесь и сейчас: мог ли Холокост, одно из величайших зол, когда-либо совершенных над человечеством, произойти без соучастия врачей, их обществ и научного профессионального сообщества? Как целители стали убийцами? Может ли это случиться снова? Политическая компонента восприятия и трансляции уроков и последствий Холокоста отражает столкновение общечеловеческих ценностей, понятий, мировоззренческих коллизий, в том числе отношений власти и общества, личности и государства, политических институтов и обыденных практик отдельных граждан, политических элит и партийных групп. Источниковая база включает в себя широкий круг исторических свидетельств, в том числе воспоминания свидетелей эпохи Холокоста, обзоры врачей-психиатров, которые являлись экспертами на Нюрнбергском процессе, а также данные опросов современников о политических уроках Холокоста. Методологическая база включала в себя весь комплекс историко-социальных и политологических подходов, с учетом методов истории повседневности, права, политической проблематики. Было проведено уточнение терминологии по проблемам Холокоста, сквозь призму медицинских экспериментов периода Второй мировой войны 1939-1945 гг. Проведено критическое осмысление историографических и источниковедческих традиций изучения темы "Холокост и медицина" как в отечественном, так в зарубежных научных сообществах. Выявлены явные деформации толкования Холокоста в ряде работа американских исследователей. Были введены в научный оборот оценки выдающегося врача-психиатра Евгения Константиновича Краснушкина, который представлял экспертное сообщество на Нюрнбергском процессе над нацистскими военными преступниками в 1945 г. Привлечение мемуаров, переживших Холокост, свидетелей нацистских преступлений, позволяют реконструировать и ретранслировать удивительные страницы выживания в эпоху нацизма и тоталитаризма. Привлечение частно-исторических методов детализирует отраженные в мемуарах, сохранившихся записях современников достоверные и ценные свидетельства зверств и издевательств на узниках концлагерей при фашистском режиме. Современное медицинское сообщество, в том числе студенты, ординаторы медицинских вузов, весьма внимательно и чутко воспринимают последствия данной практики нацисткой Германии, но лишь в том случае, если они познакомятся с медицинскими аспектами Холокоста еще в период своего обучения. Сделан вывод о том, что нацистские расовые законы осваивались, а вполне успешно обосновывались не только светилами немецкой медицины, но нередко и обычными представителями медицинского сообщества, что часто превращало медиков в соучастников преступной деятельности в период правления Гитлера. Доказано, что мемориализация исторической памяти о трагедии Холокоста, в том числе и сквозь призму медицинских опытов над людьми, может препятствовать развитию неонацистских взглядов, национализма и экстремизма, антисемитизма и ксенофобии в современном обществе. Убедительно детализированы политические аспекты изучения проблемы Холокоста в современной России, что отражает насущные социально-психологические, повседневно-бытовые, этноконфессиональные потребности развития населения Российской Федерации, в том числе гражданского общества и общественных инициатив по формированию толерантности, уважению к правам человека и этнической неприкосновенности, и самобытности.

Об авторах

И. А. Шикунова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Россия

Инна Александровна Шикунова – лаборант Центра гендерных исследований при кафедре общественного здоровья и здравоохранения, Медицинский институт, 

г. Тамбов



П. П. Щербинин
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Россия

Павел Петрович Щербинин– доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по правам человека и демократии института права и национальной
безопасности, 

г. Тамбов



Список литературы

1. Захарова М. Памяти всех жертв Холокоста // Российская газета. 19 июля 2023 г. URL: https://rg.ru/2023/07/19/pamiati-vseh-zhertv-holokosta.html (дата обращения: 21.07.2023).

2. Альтман И. Еще раз о термине Холокост. И не только. URL: https://holocf.ru (дата обращения: 21.07.2022).

3. Reis PS, Wald HS, Weindling P. The Holocaust, medicine and becoming a physician: the crucial role of education. Israel Journal of Health Policy Research. 2019. URL: https://doi.org/10.1186/s13584-019-0327-3 (accessed: 18.06.2023).

4. Weindling P. Victims and survivors of Nazi human experiments: science and suffering in the Holocaust. London: Bloomsbury; 2014.

5. Roelcke V. The use and abuse of medical research ethics: The German Richtlinien / guidelines for human subject research as an instrument for the protection of research subjects – and of medical science, ca. 1931–1961/64. In: Weindling P, editor. From Clinic to Concentration Camp: Reassessing Nazi Medical and Racial Research, 1933–1945. London: Routledge; 2017. p. 33-56.

6. Gonzalez-Lopez E, Rios-Cortes R. Medical students‘ opinions on some bioethical issues before and after a Holocaust and medicine course. IMAJ. 2019;21:298.

7. Weiner SB. Holocaust and medicine: contemporary relevance for medical students. Amer Med Student Research J. 2018;5(1):154–156.

8. Шпагин С. А. Опыт мемориализации Холокоста: основные проблемы // Уроки Холокоста и оккупации: судьбы медицинских работников и практики выживания на оккупированных территориях СССР. 2019. С. 258–263.

9. Горячева Т. С. Медицинские эксперименты в концлагерях: материалы Нюрнбергского процесса // Государство. Право. Война (к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне). Материалы международной научной конференции. В 2-х частях. Под ред. Н.С. Нижник. Санкт-Петербург, 2020. С. 1625–1628;

10. Ишков Ю. В., Аббясова Ю. А., Головина Е. О. Использование запрещенных методов исследования и взятие биологического материала медицинскими работниками нацисткой германии у узников концентрационных лагерей в период второй мировой войны // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2017. № 2 (64). С. 115–122.

11. Владимирова А. В. Медицинские эксперименты – преступление против человечества // Этих дней не смолкнет слава: сборник материалов IV Республиканской студенческой военно-научной конференции, посвященной Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Гродно, 2019. С. 60–63.

12. Ослопов В. Н., Кущева А. В., Томаш К. С., Ослопова Ю. В. Необходимо ли избавиться от топонимов врачей-нацистов? // Практическая медицина. 2021. Т. 19. № 6. С. 43–51.

13. Альтман И. А., Гилева М. В. "Не имею права лечить Вас" Медико-санитарная служба в гетто и судьбы врачей в годы Холокоста // Военно-исторический журнал. 2022. № 9. URL: https://history.ric.mil.ru/Stati/item/425505/ (дата обращения: 25.06.2023).

14. Петрушкина О. С. Воспоминания бывших малолетних узников фашистских концлагерей как исторической источник // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Исторические науки. № 4. Т. 1. Самара, 2019.

15. Медицинские работники: жертвы, герои, спасители (на примере истории Великой Отечественной войны и террористических актов современности). Методические материалы. / Сост. И. А. Альтман, М. В. Гилева, С. А. Тиханкина. М.: Центр «Холокост», 2021. 138 c.

16. Шарапова-Антонова К. Ю. Свидетельства очевидца нюрнбергского процесса. Записные книжки корреспондента ТАСС Г. В. Хромушкиной // Исторический архив. 2010. № 3. С. 56-111.

17. Банщиков В. М. Заслуженный деятель науки профессор Е. К. Краснушкин (жизнь и научная деятельность). 1985-1951 гг. // Краснушкин Е. К. Избранные труды. М.: Медгиз, 1960. С. 5.

18. Краснушкин Е. К. Судебномедицинская экспертиза в Нюрнбергском процессе // Краснушкин Е.К Избранные труды. М.: Медгиз, 1960. С. 227.

19. Леонов Л. Гномы науки // Правда. 22 декабря 1945 г.

20. Краснушкин Е. К. Судебно-медицинская экспертиза в Нюрнбергском процессе // Краснушкин Е.К Избранные труды. М.: Медгиз, 1960. С. 228.

21. Там же. С. 232.

22. Петрова Т. Н. Античеловеческая медицина: запреты Нюрнберга // Итоги Нюрнбергского процесса и вызовы современности. Материалы Международной научнопрактической конференции / под общей редакцией А.И. Бастрыкина. 2016. С. 157-162.

23. Эгер, Эдит Ева Выбор: о свободе и внутренней силе человека: Эдит Ева Эгер при участии Эсме Швалль-Вейганд; пер. с англ. Татьяны Лукониной и Дарьи Смирновой. 5-е изд., перераб. и испр. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 341 с.

24. Йозеф Менгеле. URL: https://encyclopedia.ushmm.org/content/ru/article/josef-mengele

25. Роль врачей и медсестер. URL: https://encyclopedia.ushmm.org/content/ru/article/therole-of-doctors-and-nurses (дата обращения: 18.06.2023).

26. Попова О. С. Медицинские эксперименты нацистов над людьми в концлагерях. Реферат для участия в конкурсе фонда Холокост // Из личного архива авторов; февраль 2021 г.

27. Ананьева Т. Память о Холокосте и современный антисемитизм. Реферат для участия в конкурсе Центра Холокост. январь 2020 г. // Из личного архива авторов; февраль 2021 г.

28. Прокудин Ю. П., Судакова С.В. Воспитательное значение темы холокоста для нравственного становления обучающихся // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Материалы Х Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с международным участием). 2019. С. 304–309.

29. Преподавание тем Холокоста и антисемитизма. Обзор и анализ образовательных подходов. URL: https://www.osce.org/files/f/documents/a/f/18819.pdf (дата обращения: 22.05.2023).

30. Котлер И. Еврейский ли Холокост? К проблеме девальвации термина. URL: http://www.tmc-tlt.ru/wp-content/uploads/2021/11 (дата обращения: 22.05.2023).

31. Щербинин П. П. Холокост: источниковедческие особенности изучения повседневной жизни населения СССР периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Военная история России: люди и события (к 70-летию Великой Победы)»: материалы междунар. науч. конф., 12-14 марта 2015 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова, отв. ред. В.А. Веременко. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. С. 36–40.

32. История Холокоста и геноцидов. ХХ век.: уч. пособие для вузов / под ред. И.А. Альтмана. М,: МИК, 2022. 176 с.


Рецензия

Для цитирования:


Шикунова И.А., Щербинин П.П. Политические уроки медицинских аспектов Холокоста сквозь призму эволюции немецкой медицины. Современная наука и инновации. 2023;(3):224-235. https://doi.org/10.37493/2307-910X.2023.3.23

For citation:


Shikunova I.A., Shcherbinin P.P. Political lessons of the medical aspects of the Holocaust through the prism of the evolution of german medicine. Modern Science and Innovations. 2023;(3):224-235. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-910X.2023.3.23

Просмотров: 123


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-910X (Print)