СМИ как инструмент социально-политической манипуляции
https://doi.org/10.37493/2307-910X.2022.3.21
Аннотация
Актуальность подобных исследований обусловлена слабой разработанностью проблем влияния на массовую аудиторию технологий, основанных на возможностях СМИ. Сформулирован ряд положений и выводов, свидетельствующих о том, что 1) в массовом понимании регулятивные социальные и политические возможности современных технологов от СМИ не осознаются как важные; 2) СМИ сегодня стали тем средством и инструментом, при помощи которого правящему классу можно влиять на большие массы населения, поэтому целенаправленное манипулятивное воздействие на потребителя отныне все более становится главной функцией СМИ.
Об авторах
М. М. АбазалиеваРоссия
Абазалиева Мадина Мухтаровна - кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры философии и гуманитарных дисциплин.
Тел.: 89283921456
М. Г. Павлова
Россия
Павлова Мария Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры европейских языков Института международных отношений.
Тел.: 89614731370
Список литературы
1. Абдурахимов К.А. Анализ проблемы сознательного и бессознательного в психологической науке // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2015. № 5. С. 8-17.
2. Бачурин В.Д. Манипулятивные технологии, применяемые СМИ в современном военно-политическом дискурсе // Политическая лингвистика. 2014. 4 (50). С. 99-104.
3. Боташева А.К., Ануфриенко С.В. Медиаполитический процесс как фактор влияния на событийную сторону политической жизни // Вестник Пятигорского государственного университета. 2019. № 1. С. 217-223.
4. Дмитриев А.Н., Дмитриева Э.Я. Социально-гносеологические аспекты функциональной структуры бессознательного психического // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.3. С.131-137.
5. Зелинский С.А. Манипуляция массами и психоанализ. СПб: Скифия, 2008. 248 с.
6. Информационные войны в современном мире: материалы международной конференции, Москва, 2 октября 2008 года. М.: Ключ-С, 2008. 96 с.
7. Казаков А.А. Фрейминг медиа-текстов как инструмент воздействия на аудиторию: обзор распространенных трактовок // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серя Социология. Политология. 2014. № 4. С. 85-91.
8. Кихтан В.В., Мамиева Б.Ю. К вопросу о манипулировании в современных СМИ // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2018. № 2. С. 236-242.
9. Особенности речей Адольфа Гитлера, как оратора. URL: https://vseorechi.ru/ritorika/orator/rech-gitlera.html?ysclid=l7cviespjm568479460
10. Примаков В.Л. Медиатизация как фактор социальной регуляции и манипуляции// Вестник МГЛУ. Общественные науки. 2020. Вып. 2 (839). С. 204-218.
11. Пую Ю.В., Тюхова И.С. Мистерия праздника как средство манипулирования общественным сознанием // Идеи и Идеалы. 2017. № 4 (34). С. 28-33.
12. Славина В.А. Информационная война: правда и ложь в журналистике // Преподаватель XXI век. 2015. № 2-2. С. 383-390.
13. Хабермас Ю. Философский спор вокруг идеи демократии (Лекция вторая) // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995. 252 с.
14. Ходжава З.И. К вопросу о теории установки Д.Н. Узнадзе // Вопросы психологии. 1957. №1. С .125-132.
15. Шиловский С.В. Использование лидеров мнений в коммуникациях розничной сети в социальных медиа // Практический маркетинг. 2018. № 11 (261). С 18-25.
16. Achugar M. What we remember a construction of memory in military discourse. Hard-bound, 2008. URL: https://www.researchgate.net/publication/292103925_Review_What_We_Remember_The_construction_of_memory_in_military_discourse_by_Mariana_Achugar
17. Van Dijk T. Discourse and manipulation // Discourse & Society. 2006. No. 17 (2). Р. 359-383.
18. Mazzoleni G., Schulz W. «Mediatization» of politics: A challenge for democracy? // Political communication. 1999. Vol. 16. No. 3. P. 247–261.
Рецензия
Для цитирования:
Абазалиева М.М., Павлова М.Г. СМИ как инструмент социально-политической манипуляции. Современная наука и инновации. 2022;(3):199-205. https://doi.org/10.37493/2307-910X.2022.3.21
For citation:
Abazalieva M.M., Pavlova M.G. Mass media as a tool of socio-political manipulation. Modern Science and Innovations. 2022;(3):199-205. https://doi.org/10.37493/2307-910X.2022.3.21